Выставочный зал в Соборной Колокольне Псковского Кремля

Дорогие псковичи и гости нашего города! 
Приглашаем Вас посетить Выставочный Зал в соборной колокольне Псковского Кремля (2-этаж).
Предлагаем Вашему вниманию макет Псковского Кремля в образе XV века "Псков - Дом Святой Троицы", а также предметы церковного обихода, облачения священников, священные книги.

Выставочный зал работает: с 11.00 до 17.00. 

Подробную информацию можно узнать по телефонам: 8(8112) 72-05-32, +7 921 70 30 333,
в Епархиальном Паломническом Центре "Вертоград" (2-й этаж колокольни) и в 
 лавке Свято-Троицкого Кафедрального собора возможно заказать экскурсию групповую и индивидуальную.

Макет Псковского Кремля в образе XV века "Псков - Дом Святой Троицы" 

24 июля 2013 года, в день памяти святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской  и 1025-летия Крещения Руси, в древнем Пскове, где по церковному преданию родилась св. Ольга («си блаженная  Ольга  родом бе пльсковитина» - Серебрянский Н. Древнерусские княжества жития. М., 1915. С. 7) со всех приходов на соборную площадь пришли крестными ходами православные г.Пскова.
Накануне торжеств 1025-летия Крещения Руси, 21 июля митрополит Псковский и Великолукский Евсевий торжественно перевез святые мощи равноапостольной великой княгини Российской Ольги в Свято-Троицкий кафедральный собор Пскова для всеобщего поклонения прихожан и богомольцев. Обращаясь к настоятелю собора протоиерею Иоанну Муханову, духовенству и многочисленным паломникам, митрополит Евсевий поздравил всех с великой радостью возвращения святыни в соборное сердце Пскова и подчеркнул, что «с момента своего крещения княгиня Ольга вернулась на Русь как христианка и проповедница Слова Божия. Ее трудами и мудростью благодатной помощью от Бога устраивалась наша Церковь и русское государство. Прошло более тысячи лет, и мы сегодня встречаем частицу ее мощей. Это особая милость для нашего града Пскова, который созидался молитвами равноапостольной Ольги. Постараемся хранить то, что дано нам от наших предков: Православную веру, любовь к Богу и нашим ближним». В день памяти св.равноапостольной княгини Ольги 24 июля, по окончании Божественной литургии и молебна на соборной площади  в Колокольне Псковского Кремля Владыко Евсевий освятил макет Псковского Кремля в образе XV века.
В январе 2014 года  макет был открыт для всеобщего обозрения в выставочном зале Соборной колокольни.

Автором  проекта макета Псковского Кремля эпохи «Вольного Стольного Господина Пскова» является Геннадий Яковлевич Мокеев - действительный член Академии архитектурного наследия, заведующий отделом древнерусской архитектуры и градостроительства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, член Президиума, член секции Архитектуры и градостроительства Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), бывший главный архитектор реставрационной мастерской Мособлстройреставрации, лауреат премии имени Эдуарда Володина в номинации «Архитектура и градостроительство». Почётный гражданин города Можайск. Автор картин-реконструкций архитектурного облика древнерусских городов: Псков, Новгород, Смоленск и др.По его мнению, псковичи использовали Прообраз небесного Престола Святой Троицы и 24-х престолов белых старцев-судей в качестве умозрительного образца для создания его земного отражения в архитектурно-символических формах, 25 белоснежных храмов-престолов комплекса Дома Святой Троицы.

Геннадий Яковлевич Мокеев отдал Пскову более четверти века. Еще в 1982 г. у него была диссертационная работа по Пскову (Мокеев Г.Я. Столичный центр вечевого Пскова : автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата архитектуры. М., 1983), и в 1985 г. он сделал первый проект макета, но потребовалось 20 лет, чтоб этот макет начали строить. В 1999 г., когда в Пскове отмечалось 300-летие нынешнего кафедрального Свято-Троицкого собора, возникла идея воссоздать полностью масштабный и подробный макет средневекового Крома, проект которого псковичам подарил Геннадий Мокеев. Главная идея всего проекта - рассказать России о Пскове. Редчайший макет, с помощью которого можно было бы представить себе, как Дом Святой Троицы выглядел во времена расцвета Пскова. 20 лет пролежал невостребованным проект макета у Геннадия Яковлевича, прежде, чем он передал его настоятелю Свято-Троицкого кафедрального собора г.Пскова протоиерею Иоану Муханову.Решение о начале работ по созданию макета  было принято настоятелем Собора протоиереем Иоанном Мухановым с благословения Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия в год 300-летия Троицкого Собора, в 1999 году.
В 2000 г. на квартире петербургского художника Николая Тимофеева началось изготовление макета Псковского Кремля. Однако труд этот оказался весьма и весьма нелёгким. А затем работы и вовсе прекратились на долгих четыре года в связи с безвременной кончиной Николая Тимофеевав 2005 году. Затем настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора г.Пскова протоиерей Иоанн Муханов принял решение подолжить работу над макетом в колокольне Кремля. Работу Николая Алексеевича продолжили псковские архитекторы, художники, дизайнеры.

В настоящее время воссозданный полностью макет экспонируется в выставочном зале на 2 этаже колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора  г.Пскова. Сама колокольня была возведена в конце XVII в. на месте древней башни «на Радчине всходе». Квадратная колокольня завершена ярусами арочных пролетов звона, декоративным ярусом башенных старинных часов с немецким механизмом и шпилем с крестом. Колокольня построена из известняковой псковской плиты и является важнейшим архитектурным элементом исторического пейзажа Псковского кремля.

Макет «Дома Святой Троицы» изображает древний Псковский Кремль, Довмонтов город и примыкающую к нему селитьбу в формах XV в., представляя редкое по тонкой проработке произведение архитектурно-композиционного моделирования. Уникальность этого макета определена тем, что подобная реконструкция центра Пскова в таком крупном масштабе прежде никем не выполнялась. Сегодня макет, изображающий древний Псковский Кремль в масштабе 1:88, занимает площадь более 16 м² и насчитывает 500 с лишним объектов! Счёт же деталям, которые были использованы для его изготовления, и вовсе идёт на десятки тысяч, так что степень детализации очень высокая.

Над созданием псковского Крома в миниатюре каждый день работал творческий коллектив в составе Станислава Куликова, Александра Иванова и Алексея Кузьмина. Их предшественниками были Александр Хорлунов, Ирина Ромм, Светлана Капошина, Александр Коростылёв. А консультировали мастеров известные архитекторы, историки и искусствоведы Пскова: Инга Лабутина, Тамара Шулакова, Андрей Лебедев и многие другие. Троицкий собор и церкви Довмонтова города в совокупности представляют собой 25 престолов храмов. Архитектурный комплекс, по мысли академика Г. Мокеева, является земным выражением Прообраза небесного Престола Святой Троицы и 24 престолов белых старцев-судей.

С южной стороны Троицкого собора на макете расположилась вечевая площадь, где решались политические, экономические, административные и прочие важные для жизни города вопросы. За собором вдоль стены располагалось буевище, где хоронили уважаемых людей города. На персях (южная часть стены) находилась вечевая колокольница. В Довмонтовом городе были построены 13 церквей. Их всех удалось реконструировать на макете вместе с типично псковскими звонницами. Довмонтов город от второй внутренней стены Кремля отделял захаб. Предполагается, что он был сухим, а вода сюда могла стекаться после дождя.
Чтобы воплотить в жизнь проект академика Геннадия Мокеева, псковичам пришлось не только детально изучить историю и архитектуру средневекового города, но и буквально с нуля овладеть премудростями макетостроения. Зачастую детали конструкции раз за раз переделывались, пока авторы не приходили к устраивающему их качеству. Так, соборная колокольня водрузилась на полагающееся ей место лишь с четвёртого раза. Иногда много времени уходило на поиск оптимального решения визуализации.

К примеру, по летописным источникам известно, что стоявшие за кремлёвскими стенами хозяйственные клети, в которых горожане хранили запасы, были покрыты дёрном. Мастера долго ломали голову над тем, как должны были выглядеть эти конструкции, пока не нашли ответ в… Норвегии, где покрытые дёрном амбары используются до сих пор. Отыскав в Интернете фотографии из страны фьордов, макетчики смогли воплотить на деле древние псковские клети. Невидимым неприятелю за северной стеной Троицкого собора на узком высоком мысу при впадении Псковы в Великую оставался псковский Кром – ядро крепости. В нем вплотную располагались трехэтажные деревянные клети. Их на макете – 353. В скале прорубался погреб для хранения продуктов,  в каждой клети на первом этаже хранились запасы зерна, которых всех вместе в случае неурожая хватило бы на 3-5 лет. А на третьем этаже –  «рухлядь», то есть движимое имущество, "Мягкая рухлядь", название пушнины в 15 — начале 18 вв. в России. "М. р." выступала не только как товар, но и как денежный эквивалент. Использовалась царским правительством в виде пожалований и наград служилым людям и иноземцам. Здесь были стратегические запасы бытового инвентаря, мехов, а также «снасть» и «ратная приправа» тяжеловооруженных всадников-рыцарей. Автор проекта Геннадий Мокеев предположил, что крыша клетей была двускатной, но в таком случае вода стекала бы на соседнюю клеть. Поэтому макетчики все-таки остановились на односкатной крыше. Кстати, согласно проекту Геннадия Мокеева,  здесь же близ клетей находился пожарный водоем.

 

Псков - Дом Святой Троицы

Г. Я. Мокеев 

Памяти Кирилла - величайшего зодчего Древней Руси.

Понятие «дом Святой Троицы» очень непростое. Прежде всего, оно двусмысленно, распадается на два понятия: «дома небесного» и «дома земного». Горний дом Святой Троицы изредка упоминается в Библии. Но это всего лишь указания местопребывания Бога Отца Саваофа. Они не переходят в конкретные описания, потому-что земные люди никогда не видели Божественной обители на небе небес. Небесный дом, лишенный таким образом, плоти, не мог даже умозрительно предстать в виде какого-либо четкого Прообраза.

Здесь — главная трудность создания земного «дома». Зодчие, не видевшие небесного образца, не имевшие даже словесного его описания, не могли создать и его единообразной копии. Условно, в расхожей речи «домами Святой Троицы» христиане называют множество своих храмов. Однако храмы только посвящены имени Троицы, а по облику столь же многоразличны.

Что в такой «патовой» ситуации древние псковичи называли у себя «Домом Святой Троицы»?
Сначала — слово.    

Храм. Как утверждает предание, церковь во имя Святой Троицы появилась во Пскове по желанию великой киевской княгини Ольги на присланные ею средства где-то около 965 года, когда на тысячи верст вокруг еще простиралась «языческая пустынь». Возможно в этом был секрет того, что после общего крещения Руси в 988-991 годах Псков много столетий был единственным из крупных русских городов, в котором красовался храм, посвященный Самой Живоначальной Троице. Как известно, в Киеве, Полоцке, Новгороде главные соборы поднялись во имя св. Софии; в Чернигове, Переславле Залесском, Твери, Торжке, Нижнем Новгороде - во имя св. Спаса; во Владимире Волынском, Галиче, Смоленске, Ростове, Суздале, Владимире Залесском, наконец, Москве - во имя Пресвятой Богородицы... Псков своим Троицким собором заметно выделялся в Русской земле. И вполне естественным было появление в речи древних псковичей иносказательного выражения - отождествления их главной святыни с Домом Святой Троицы.

Дом Бога! Казалось бы недвижимо и окончательно это исходное понятие христианского храма.

Город. Однако, просматривая сведения о псковском Доме Святой Троицы, можно заметить, что древние псковичи в своей речи постоянно расширяли понятие до масштабов всего города. Это допускал, прежде всего, сам русский язык. В древности понятие «дом» было неотделимо от понятия «двор», а дворовый забор — и поныне ограда, городьба (от слов «град», «город»). Поэтому деревянная ограда небольшой Псковской крепости на Кромском холме выглядела просто как дворовая ограда возвышавшегося над ней храма. С постепенным расширением укрепленного храмового двора понятие тоже расширялось и выражение «Дом Святой Троицы» стало обозначать весь город крепость. Такое обозначение Пскова встречается во множестве исторических документов XIV- начала XVI веков.

Под 1323 г. в Псковских летописях - "Приидоша немцы к Пскову, загордевшеся, в силе тяжце, без Бога, хотяше пленити Дом Святые Троица". В Грамоте 1426 г. новгородского архиепископа - "Благословение... Владыки Евфимия в Дом Святей Живоначальнеи Троици в град Псков: к сбору Святей Троица, и к сбору Святей Софии, и к сбору Святого Николы - к детем моим". Под 1438 г. в Псковских летописях - "Тогда приеха в Дом Святыя Троица в град Псков митрополит Сидор Киевский и всея Руси"; под 1480 г. - "Тогда погании (немцы) взъярився и попухнев лицем, прииде со своими силами ко Пскову,.. скрежеща своими многоядными зубы на Дом Святыя Троица и на мужей пскович"; под 1503 г.- "И почаша погании (немцы) поушками сити на Дом Святыя Троици,.. и много поушками били на город на Кром"...

Волость. На Руси в понятие главного города входила еще его земля - волость. Когда говорили, что к Москве присоединили Ростов, Тверь или Рязань, то разумели также подсоединение их земель-княжеств. Псковичи для своей земли, применяли термин «Земля Святой Троицы». Он соответствовал словам «Псковская земля», «Псков» - опять же Дом Святой Троицы.

Но вот с начала XVI века выражения «Дом Святой Троицы», «Земля Святой Троицы» пропали из летописей и других исторических документов. Исчезновение символических обозначений было связано с трагическим для вольных псковичей событием - «Взятием Псковским». В 1510 году великий московский князь Василий III без войны и кровопролития («лукавством») захватил и присоединил Псков и его землю к Москве, к Русскому централизованному государству. Псковский летописец объяснил причину «Взятия» отсутствием к этому времени у псковичей разумных действий, утерей мудрости. Вместо этого появились «злые и лихие поклепы, и оу Вечьи кричание, и не ведуще глава, что язык глаголет: не умеюще своего Дому строити, а градом наряжати». Хотя Троицкий собор после этого не провалился под землю, да и Псков «оу вверх не взлетел» со своей землей, «Дом Святой Троицы» исчез навсегда! У Святой Троицы как бы не стало ни своего «Дома», ни своей «Земли»!

Оказывается, под иносказательным выражением «Дом Святой Троицы» псковичи в XIV- XV веках разумели не просто «храм-город-землю», а все на порядок выше: «главный собор - стольный город - самодержавную волость (власть) в их триединстве. Выражение напрямую связывалось с существованием Псковской боярско-вечевой республики, Псковского «господарства». И когда феодальная республика рухнула в начале XVI века (псковичи стали неумеющими Дома строить) - навсегда исчезло и название «Дом Святой Троицы» со всеми его понятийными вариантами.

Символ. Из указанного факта можно сделать и другой вывод. Раньше, еще с возникновением в начале XIV века Псковской боярско-вечевой республики появившееся название «Дом Святой Троицы» отразило желание псковичей прибегнуть к небесной защите своего маленького «господарства», к покровительству Самого христианского Бога. Окруженные могучими врагами: немцами, литвой, шведами, они как бы отдали все Святой Троице: храм, город, землю, наконец, самих себя. И если враги нападали на Псков, на псковичей, то нападали теперь уже на «Дом» Самого Господа Бога!

В 1469 году псковичи учредили даже «Печать Святое Троица», которой скрепляли важнейшие акты, документы, в том числе и договоры с иноземными государствами. Историки Пскова трактовали печать материалистически - приземленно, по предположительной ее принадлежности: то как печать Троицкого собора, то - городская печать Пскова, то - печать Псковской республики (опять-таки храма-города- волости).

Но это была «печать с образом Троицы Живоначальные». Следовательно, псковичи действовали не от лица церковного клира (собора), псковской Господы (правительства) или Веча (народного собрания), а брали выше - как бы от лица Самого Триипостасного Бога!

Чтобы соответствовать высочайшему священному названию «Дом Святой Троицы», Псков должен был не просто иметь вид христианского города, каких было много на Руси, да и по всей Европе. Псковичи обязаны были найти для своего города особенный образ - выстроить какой-то зримый градостроительный символ Небесной Божией Обители. Только в таком случае окрестные народы, а особенно окружавшие Псков агрессивные, нередко враждебные католические государства, могли серьезно, с почтением относиться к псковскому Дому Святой Троицы, без какой либо иронии   признавать претензию псковичей говорить от лица христианского Бога!

Созидание
«В Доме Отца Моего обителей много» (Ин.,14:2)

 И псковичи справились со сложнейшей задачей: они возвели у себя в центре стольного города земной градостроительный символ небесного Дома Святой Троицы, действительно придав Пскову конкретный, зримый облик необычного Священного Города. Причем символ, как и «Дом» на небе, обрел тоже «много обителей».

Храм   Заветного   Образа   Троицы Живоначальной.
Всё началось с бедствия. В 1362 г. «оупаде верх Святыя Троица,.. и приставиша засаду изборскую и выносима камень и звоук» (акустические горшки). В 1364 г. «псковичи Даша наймитом 2-ста роублев истребити им стена Святые Троица... Они же, подбивающе, выносиша в Велижоую рекоу».

В 1365-67 гг. «псковичи, наяша мастеров, и даша делу мзды 400 роублев. Они же заложиша церковь Святыя Троица по старой основе (по фундаментам храма XII века). Делаша же по три лета. И свершен бысть храм Святыа Троица».

1409 г. - «Подписана бысть церковь Святыя Троица... А псал Антоне инок киевлянин с учеником с Ыгнатьем, а выспод подписывал Марк псковитин».

1420-21 гг. «Псковичи наяша мастеров Федора и дружиноу его побивати церковь Святыа Троица свинцом, новыми досками... И приеха мастер с Москвы от Фотея Митрополита и наоучи Федора - мастера Святыа Троици (лить свинцовые доски), а сам отъеха на Москву. И тако побита бысть церковь Святыя Троица». В создании храма принимали участие не только псковичи, но киевляне, москвичи... вся Русь.

У Святой Троицы имелось еще 6 придельных церквей. В 1362 г. при обрушении сводов собора XII века, мощи св. Всеволода вынесли из под завала в нартекс, в уцелевший там нижний придел св. Благовещения Богородицы (Пролог от 27 ноября). Симметрично в нартексе же располагался внизу упоминаемый позднее придел св. Параскевы Пятницы. Наверху нартекса, «на полатех» имелось еще два придела, упомянутых в 1543 году:

«Снесоша с полаты две слоужбы в приделы: Значение святей Богородицы, да святыи мученик Фрола и Лавра».

От 1689 года сохранились план и фасад собора, снятые перед его разборкой. Слева и справа от собора показаны отдельные придельные храмы св. Александра Невского и Бориса и Глеба. Время появления   приделов неизвестно. Может быть они были построены до 1421 года, когда храм обстраивал притворами «мастер Святые Троицы» Федор. Возможно приделы появились и позднее, до 1465 года, когда весь собор    покрывался железом: «почаша побивати доски верхъ оу Святей Троицы», а в 1467- «побиша железом верх оу Святей Троицы», «побиша лоб оу Святей Троици железом».     Таким образом, семипрестольный собор в целом был закончен строительством либо в 1421 году (покрыт по сводам свинцом), либо в 1467 году (покрыт по деревянным   доскам белым железом).

Сени    Святой Троицы.   С южной стороны «оу сторонних дверей» имелись Сени — красивый двухэтажный притвор к собору, обращенный фасадом на Вечевую площадь. Сени были важнейшим объектом государственного значения, уникальным зданием именно вечевого Пскова. В Сенях заседала тайная Господа (Государственный Совет, светский Суд), находился Ларь с государственными грамотами-договорами (архив), состоявший в ведении парника, хранилась государственная печать, государственная и соборная казна (в других ларях). Вот об этом некоторые сведения: 1413 г. - «Приделаша притвор камен к Святей Троици»; 1466 - «Подписан бысть притвор Святой Троицы оу сторонних дверии с переду»: 1469 - «Священники, написав грамоту из Номоканоуна, и в Ларь положиша»; 1471 - «А не запечатает (грамоту) князь, ино у Святей Троици запечатать, - в том измены нет»; 1484 - «Посадников из заповеди закликаша, что грамоту новую списали и в Ларь вложили на Сенех»; 1495 посадники «лазили мнгожды на Сени и в Вечьи, - и опять в Вечье влезли»; 1496 - «Доложив нас князь,.. и посадников и тайных Господе на Сенех, а соцкой был Федор с Запсковья от Господе» (известие может относиться и к княжеским  Сеням). 1509 - «Поймали пономаря Троицкого Ивана, а он из ларев денги имал».

Таким образом, собор вечевого Пскова был своими Сенями неразрывно связан с Вечем, поскольку вечевая площадь была совмещена с площадью присоборной. Сени находились «под сенью» Самого Господа Бога.

Перси Святой Троицы. Вечевая площадь размещалась внутри подковы огромной (высотой до 20 м.) каменной подпорно-крепостной стены - Персей. Впервые Перси (грудь города) упоминаются под 1065 годом как мощное оборонительное сооружение на приступе Псковской крепости (Новг. 4, Тверск. лет.). В XIII веке перед Персями в междуречье Псковы и Великой появилась вторая Довмонтова стена, а в 1406 году - третья стена города (Старого Застенья). Таким образом, в начале XIV века при возникновении Псковской боярско-вечевой республики Перси сказались внутри города за двумя каменными стенами. Функция обороны была с них почти снята, - зато возросла «функция Веча». Перси превратились в «здание» высшего органа власти Псковского «господарства». В соответствии с новыми требованиями в начале XV века древняя стена была перестроена заново.

1419 г. - «Заложены Перси у Крому»; 1421 - «Начала делати Перси оу Креома»: 1424 - «Кончана бысть стена камена Перси кромскыа, а делаша пол-четверта (3,5) года 200 муж, а найма взяша 1000 и 200 роублов. И потом поставиша колокольницю»; 1426 - «Повесиша колоколи на новой стене на Персех Святей Троицы»; 1427 (запись под 1424 г.) - «и три годи стоявше - распадошася Перси» (очевидно, сползла в ров-Греблю передняя часть гигантской прикладки со звонницей), «поставлена бысть колоколница древяная на старом месте к Святей Троицы на Першех и колоколы повешены бысть».

Только во второй половине XV века ликвидировали аварию, возведя новую прикладку со дна Гребли в Довмонтовой стене. 1463 г. - Псковичи почаша делати стену новую на Креому на Персех в Домантове стене». 1465 - «Прьси свершиша у Крома,.. а делада 80 муж наймитов по три лета, а взяша дела своего меду поль осма десятка роублов да 100 (175)..., и поставища на Персех колоколницу Святей Троици»; 1467 - «Повесиша колокол на Персех, на новой стене, на новой колоколници» (колокол - очевидно Большой Вечник).

В геометрическом центре полукруга Персей размещалась Вечевая Степень, недавно раскопанная (остатки) археологом В. Д. Белецким. 1463 г. — "Выгнаша псковичи князя Володимера Ондреевича изо Пскова, а иные люди на Вечи с Степени съпихнуша его"; 1510 - "Третьяк им (псковичам на Вече) - поклон от великого князя,.. да тое отговорив, да сел на Степени".

После 1467 года Перси больше не перестраивались. Судя по поздним изображениям. Натурным остаткам комплекс сооружений псковского Веча состоял из 9 объектов: Персей, колокольни и двух фланкирующих ее контрфорсов-башенок на Персях, Великих и Смердьих ворот с захабами по бокам Персей, Вечевой степени на Вечевой площади. Сеней Троицкого собора, наконец, тюрьмы (погребов) в захабах. Нигде на Руси, даже в вечевом Новгороде Великом, такого необычного каменного комплекса не существовало. Это было действительно уникальное «здание» (только-что без крыши) высшего органа власти Псковской боярско-вечевой республики.

 

Довмонтов город. С появлением в 1408 году третьей городовой каменной стены вокруг посада (Старой Застенья) Довмонтова стена ХIII века стала стеной внутренней. Это позволило псковичам отдать небольшую ее территорию в 1,5 га под храмовую застройку и общегосударственный некрополь.

Еще с 1144 года здесь стоял на посаде первый каменный храм Пскова св. Дмитрия Солунского (№ 1). При князе Довмонте к концу ХIII века появились, в основном деревянные церкви св. Тимофея Газского (2), Георгия Каппадскийского (3), Федора Стратилата (4), Рождества Богородицы Довмонтовского девичьего монастыря (5), а также вероятно св. Воскресения Христова (6, у ней ц.св. Георгия была приделом) и св. Софии (7). Вокруг этих семи храмов стали погребаться выдающиеся умершие или погибшие в битвах псковичи, а территория Довмонтова города постепенно превратилась в особый мемориальный центр Пскова.

Расчищая пространство, в конце XIV века отсюда вынесли к торгу княжий Довмонтов стан (подворье). Затем здесь началось бурное строительство новых, в основном уже каменных церквей, перестройка старых деревянных. В 1352 г. - строится кам. ц. св. Покрова Богородицы, обновленная в 1398 (8), в 1373 г. Вместо деревянной - кам. ц. св. Тимофея Газского (Тимофея-Довмонта): к 1376 г. - св. Кирила Иерусалимского (9); 1380 (?) - Входа в Иерусалим (10) с приделом св. Иоакима и Анны (11), 1383 - Сошествия Святого Духа (12); 1385 - св. Федора Тирона (вм. дер. ц. Федора Стратилата); 1388 - св. Рождества Христова (вм. дер. ц. Рождества Богородицы), с приделом Нерукотворного Образа (13); 1395 - св. Воскресения Христова (ем. дер. ц.) с приделом св. Георгия; 1404 - ц. св. Николы на Гребле (14) с приделом св. Кира и Иоанна (15): 1407  - ц. св. Афанасия Иерусалимского (16), 1416 - ц. св. Софии и чад ее Веры, Надежды, Любви (ем. дер. ц., ХIII в.) с приделом св. Симеона Столпника (17). Археологом В.Д.Белецким при раскопках ц. св. Дмитрия Солунского XII в. было обнаружено еще два престола неизвестных посвящений в апсидах храма (18 и 19). Наконец, в 1508 году строится каменная ц. св. Алексея Митрополита вместо деревянной (20). Всего в Довмонтовой стене в XV веке существовало 18-20 храмов (примем 18 как бесспорное число). В 1481 году здесь была выстроена Поповская изба, в которой можно было «священником сходитца» на Собор - своеобразное церковное вече. В ней имелась «Соборные избы печать», возможно, велась летопись (с 1481 г. псковская летопись распалась на две редакции). Изба стояла на небольшой площади посреди Довмонтова города. Рядом в каменных палатах находился архив - ларь с грамотами-документами Собора.

С торга в Довмонтову стену вело двое ворот, построенных в 1377 году: «И два костра каменных (поставили) на торгу». Одни ворота стали в створе на замыкании Великой улицы города. Поскольку рядом с ними возвели в 1380 году ц. Входа в Иерусалим, ворота возможно назывались "Иерусалимскими". Вторые ворота стали в створе на замыкании Кстовской улицы. Рядом с ними в 1383 году появилась ц. Сошествия Святого Духа, отчего ворота могли называться «Свято-Духовскими» (ныне воссозданы).

 

Дом Святой Троицы вечевого Пскова.

Дом Святой Троицы.

Общий градостроительный символ Пскова состоял из нескольких частных символов и составлял их совокупность. В отдельности здесь можно кратко рассмотреть только три таких частных символа, хотя их было в два раза больше. Специально псковичи их не создавали, не придумывали, не проектировали. Они явились следствием необходимого функционирования различных уникальных псковских государственных учреждений, осмысляемых не только в "материальном плане " но и "духовном" (отсюда - символичность). Имея рассыпные структуры, символы были, как бы вставлены друг в друга. Но этот конгломерат символов содержал иерархичность - состав   и главным среди этих составляющих был все же культовый символ; он пронизывал конгломерат, охватывал его, составлял его главную сущность. Вначале целесообразно рассмотреть гражданский символ.

Символ вечевого Пскова. Первую древнейшую каменную городскую стену Х века в междуречье Псковы и Великой псковичи не зря называли «Персями Святой Троицы». В 1425 году, после полной перестройки-обновления этой «груди города», они учредили государственную печать с надписью: «Печать Псковская. Тогда и Перси свьршишь камены». Историки считали,   что   здесь указывается на оборонительную стену Пскова как на символ города-крепости. Но это верно лишь отчасти. Внутри подковы Персей располагалась вечевая площадь, собиралось Вече. Поэтому говорится здесь о Персях как о символе высшего органа власти Псковской феодальной республики. А знали об этом только сами псковичи, - для других людей эта запись была малопонятна.

Комплекс «здания» псковского Веча был освящен уже тем, что располагался посреди Дома Святой Троицы. Ярусное построение - комплекса имело как гражданский, так и религиозный смысл. Гигантская стена. Перси - это воинский и вечевой символ Пскова, закрывшего дорогу на Русь католическому Западу. Первый ярус звона колокольни 1465 года государственная власть, вечевые колокола: Большой Вечник и Малый Корсуньский. Выше всего - колокола Святой Троицы.

В плане Вечевая площадь. Степень-трибуна. Сени были расположены между собором и его звоничным сооружением подобно трапезной при храме, а трапезная, как известно, служила местом братчинных сходов, духовных бесед и общинных молебнов. Во всем этом был заложен глубокий смысл - требование в святом месте той же чистоты   и   правды   при   решении общегосударственных вопросов (говорить правду и только правду).

Псковское вече всегда открывалось краткой молитвой о живых и мертвых (она канонична). На крыльцо Сеней Святой Троицы выходил священник и каждый «вечник» повторял за ним сначала о живых: «Спаси, Господи, и помилуй всех православных христиан и во всяком месте владычествия Твоего православно живущих. Подаждь им, Господи, душевный мир и телесное здравие, прости им всякое согрешение вольное же и невольное, и их святыми молитвами меня, окаянного, помилуй». Затем о мертвых:

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих; праотец, отец и братии наших, здесь лежащих, и повсюду православных христиан преставльшихся. Подаждь им, Господи, царствие и причастие Твоея бесконечныя, и блаженныя жизни, и прости им всякое согрешение вольное же и невольное».

Рассматривая в этой связи весь комплекс Дома Святой Троицы можно отметить, что вече сидело на лавках, а частью стояло в амфитеатре Персей. Оно было обращено лицом к Святой Троице, ее Сеням и правее — к трибуне. Вечевой Степени. А позади вечников в низине Довмонтова города под Персями находилось общегородское буевище-кладбище с могилами их «праотец, отец и братии», заставленное крестами и храмами. Все псковичи сгрудились перед Святой Троицей: впереди - живые, позади - мертвые. В этом предстоянии «как на Духу» перед Богом живых и мертвых заключался главный символический смысл, и функциональная обоснованность градостроительного построения структуры и композиции южной части Псковской цитадели.

В отношении молящихся живых псковичей на вече все ясно: они стараются богоугодно жить и действовать в Доме. который они создали. А в отношении мертвых, ждущих трубы архангеловой, св. Иоанн Богослов писал: «И видел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом.., и судимы были мертвые... сообразно с делами своими» (Откр., 20:12). Для будущего Страшного Суда и был создан Довмонтов город мертвых перед Святой Троицей. Здесь псковичи хоронили самых знатных и почетных своих вечников, так как остальные граждане погребались возле их приходских храмов в родовых могилах.

Таким образом, в градостроительной цепочке объектов: Троицкий собор - Вечевая площадь - Довмонтов город обнаруживается не просто мемориальный памятник градостроительного масштаба, соединявший каждый текущий день с днями ушедшими и содержавший в себе еще перспективу грядущего «рокового дня» (прошлое - настоящее - будущее). В содержании градостроительной структуры и композиции южной части Крома и Довмонтова города была заложена эсхатологическая идея Конца Мира и Страшного Суда.

 

Символ Земли Святой Троицы. Церковь Пскова была подчинена архиепископу Новгорода и Пскова, а с отделением Пскова от Новгорода - как бы главе другого государства. Хотя постоянное управление псковской церковью осуществлялось через владычного наместника, при частых конфликтах с новгородцами псковичи оставались без церковного пастыря, - отчего дела в их церкви расстраивались, а авторитет ее падет. Неслучайно во второй половине XIV века впервые на Руси именно в Пскове возникла ересь стригольников, а в XV веке - жидовствующих. К тому же еще с XIII века над Псковом нависла   постоянная опасность окатоличивания, которая к XV веку усилилась с распространением католицизма по русским землям Литвы и Польши.

В такой сложной обстановке псковское духовенство старалось сплотиться, замыкаясь в соборы. «Под собором разумелось соединение определенного (до 100 человек) количества духовенства в одно целое, примыкавшего к какому-либо храму, - который оттого получал название «соборного». Из своей среды священники избирали одного соборского и двух поповских старост. Всего в Пскове к концу XV века было образовано 6 соборов. 18 старост - 6 соборских и 12 поповских - составляли общий «Собор» - оригинальное «церковное вече», - который и управлял делами псковской церкви. В лице «шестисоборских старост» псковское духовенство «выступает на передний план и начинает усваивать себе роль новгородского владыки» (А.Никитский).

 

Застройка Довмонтова города к концу XV века соответствовала структуре соборной организации псковского духовенства.

Из 18 храмов шесть были избраны соборными:

ц.св. Софии еще деревянной - 2 собором в 1357 г.,

ц.св. Николы с Гребли - 3 собором  в 1417 г.,

ц.св. Дмитрия Солунского (с ц.св. Спаса) - 4 собором в 1453 г.,

ц.св. Покрова и Св.Духа (с ц. Похвалы) - 5 собором  в 1468 г.,

ц.св. Входа в Иерусалим - 6 собором в 1471 г.

 

Поскольку в Пскове «большая часть храмов, как церквей, так и монастырей, находилась в хозяйственной зависимости от мира: как самые храмы созидались мирянами, так и причт их получал содержание от последних» (А.Никитский), логично задаться вопросом: с каким умыслом было выставлено в Довмонтовом-городе плотное множество в 18 храмов?

Известно, что собор св. Софии возводился и перестраивался купцами Торговского конца. Надо полагать, остальные пять соборов были связаны с другими пятью концами города. А если за 6 концами Пскова были закреплены административно 12 пригородов (волостей) Псковской земли, то и остальные 12 церквей Довмонтова города были своеобразными «предстателями перед Святой Троицей» от этих пригородов. «По образцу 12 поповских старост на наместничьих судах в 12 пригородах,.. псковское духовенство ежегодно наряжало 12 священников в свою Соборную поповскую избу - для делопроизводства по управлению церкви и причтами всех 12 пригородов Пскова,.. под смотрением и руководством шести соборских старост   с   владычным   наместником» (П.Доброхотов).

Оказывается, в застройке Довмонтова города нашли прямое отражение система управления и административного деления Пскова и Псковской земли чрезвычайно оригинальной, чисто псковской соборной организации псковской церкви. Комплекс Довмонтова города с его храмами-предстателями перед Святой Троицей был порожден вечевой республикой. Это был удивительный, уникальный градостроительный символ Пскова и Псковской земли - символ Земли Святой Троицы.

 Дом Святой Троицы.

Прежде чем раскрыть суть символического содержания структуры и композиции псковского Дома Святой Троицы, необходимо обратить внимание на два факта.

1. В 1420 году «бысть мор велик зело... Тогда посадники псковскыа и весь Псков начаша искати священного места, где была первая церковь святыи Власеи. И на том месте стояще двор Артемьев воротове (привратника Княжего двора). И псковичи, давше ему серебро, и спрятавше двор, обретоша престол. И на том месте в един день поставища церковь во имя святого Всемилостивого Спаса, и освящаша и литургию свершиша».

Здесь важно отметить лаконичное выражение летописца: «обретоша престол». Возможно раскопали остатки престола церкви св. Власия, чтобы убедиться в местоположении давно исчезнувшего храма. Но место первой церкви достаточно было определить и по остаткам стен, если храм был каменным (деревянные стены и престол исчезли бы одинаково).

Однако   в   известии   качественно противопоставлены живот - духу: «спрятавше двор - обретоша церковь». Здесь храм символически назван «престолом». С этой точки- зрения весь комплекс храмов Дома Святой Троицы можно рассматривать как «комплекс престолов».

2. В 1367 году возле главного торговища города (позднее оказавшаяся «на площади»), была построена каменная церковь св. Иоанна Богословам. Причем, в 1446 году после окончания строительства храмового комплекса между Святой Троицей и св. Иоанном Богословом, храм этот был перестроен. Стоял он на Снетогорском подворье, «на стене» Старого Застенья, на высоком подклете («на погребе»), красиво возвышаясь на берегу Псковы - реки перед всем комплексом Дома Святой Троицы.

Факт строительства церкви во имя св. Иоанна Богослова в 1367 году, в год окончания строительства Святой Троицы, перед будущим комплексом храмов Дома Святой Троицы, конечно, не был случайным, - ведь случайно псковичи ничего не строили, ничто не освящали. Посвящение храма св. Иоанну Богослову позволяет нам присмотреться к письменному наследию Богослова, в частности к его Откровению (Апокалипсису). Именно там содержится в описание видения Небесного Божьего Престола Святой Троицы в окружении 24 престолов небесных судей-старцев в картине Страшного Суда.

«Престол стояще на небеси, и на престоле Седящ. И Седяй видом был подобен камню яспису и сардинови... И вокруг Престола двадцать четыре престола, а на престолех видел я сидевших двадцать четыре старца, облечены в белые одежды и имяху на главех своих златые венцы. И семь светильников огненных горели перед Престолом, которые суть семь духов Божиих». «И посреди семи светильников подобного Сыну Человеческому, облеченного в поддир и по персям опоясанного поясом златым. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег, и очи Его - как пламень огненный».. «Он держал в деснице своей семь звезд..» (Апок. 4:2-4; 1: 13,14,16).

Старцев-судей на небесных престолах возле Ветхого Днями видел Пророк Даниил задолго до Иоанна: также в день Страшного Суда «судьи сели и раскрыли книги» (Дан., 7:92; 10:26).

В лицевых Апокалипсисах XV-XVII веков имеются изображения описанного небесного видения. По описаниям и этим изображениям можно ощутить, удостовериться в одинаковом характере образного мышления людей того времени при трактовке 25 небесных престолов. Апокалипсис св. Иоанна пользовался на Руси большой популярностью еще с XI века как книга, толкующая основные христианские воззрения на судьбы человеческие всего мира. Использование его образов практиковалось в храмоздательстве (ориентация форм на символы: церковь суть Небесный Град, Светильник огненный, Престол и др.).

Псковичи и использовали Прообраз небесного Престола Святой Троицы и 24 престолов белых старцев-судей в качестве умозрительного образца для создания его земного отражения в архитектурно-символических формах 25 белоснежных храмов-престолов комплекса Дома Святой Троицы. Такая трактовка подкрепляется множеством других сопоставлений.

- Бурная застройка храмами Довмонтова города началась со строительства церкви во имя св. Кирилла епископа Иерусалимского, жившего в VI веке.. А св. Кирилл был первым крупнейшим истолкователем христианского вероучения и, в частности, утверждал, что Церковь Соборная имеет образ и подобие Вышнего Иерусалима, небесного Дома Святой Троицы.

- Соборы Пскова отличались от простых церквей тем, что в них постоянно велась служба, непрестанно горели светильники. А по описанию св. Иоанна перед небесным Престолом горели семь светильников огненных, символически означавших семь вселенских церквей.

- Семь церквей в Пскове перед Святой Троицей были поставлены в Довмонтовой стене еще к XIII века, а в XV веке стояло уже семь соборов,   (включая первый Троицкий собор). К концу XV века и сам Троицкий собор стал семи престольным, семиглавым (главы приняли формы светильников, свечей).

 

- Не случайна и постановка при входе в Довмонтову стену церкви св. Входа в Иерусалим. Земной символ может трактоваться также как небесный, - как вход в Горний Иерусалим в День Страшного Суда.

 - Наконец, в июле-августе над Псковским Кромом можно и ныне видеть семь звезд Большей Медведицы, а под ней светящуюся белизной темноте Святую Троицу, опоясанную Персями, а, когда-то еще и семь глав-светильников перед ними. Эту картину псковичи видели четыре столетия (!) в центре своего города.

Храмовый комплекс Дома Святой Троицы придал Пскову характер святыни, священного города. В 1547 году пресвитер Василий так сообщал об этом, считая очевидно комплекс, возникшим давно, может быть еще во времена князя Всеволода (+ 1138 г.). Он написал в Житии Всеволода: «И бысть радость велика в богоспасаемом граде Пскове о пришествии блаженного князя Всеволода. Святому же тако же радостию объяту бывшу...о пришествии своем в богоспасаемый град Псков, яко же в Горний Ерусалим..» (разночтения: «яко же в Горний Ерусалим внидоша и») И очевидно не случайно в 1585 году наименование Троицкого собора указывается точнее - храм «Заветного Образа Троицы Живоначальной».

Отмечая черты символического сходства псковского храмового Дома Святой Троицы и небесного Прообраза Престола Святой Троицы с 24 престолами, отмечая также, что псковичи действительно воспринимали свой город земным подобием Града Небесного («яко же Горний Ерусалим») можно попытаться ответить на вопрос о побудительных причинах создания в Пскове уникального комплекса.

В XIV веке, а особенно к концу XV религиозное сознание людей было встревожено всеобщим ожиданием конца Мира, Страшного Суда над живыми и мертвыми по прошествии 7000 лет (1492 г.). Сегодня нам трудно вообразить силу смущения, даже отчаяния, вызванные этими эсха-тологическими ожиданиями («При сем последнем времени о церквах Божиих смущено силно в церковных вещех во священниках» - Пск. лет. под 1469 г.). Псковский храм был крупнейшим и древнейшим на Руси собором во имя (Святой Троицы Памятуя о библейском вопросе Господа (по словам пророка Исайи): «Небо Престол Мой, а земля - подножие ног Моих, где же построите вы Дом для Меня и где место покоя Моего?» (Ис., 66.1: иудеи считали таким Домом храм Соломона), псковичи, очевидно, уверовали в то, что именно их город может стать на Руси таким местом. А уверовав в это, они и построили в нем Дом - каким его себе представляли. 

 

Се творец человек.

"Отверзене бо ему беста от Бога очи

сердечней на церковную вещь? "

Русский летописец.

Создателем рукотворного псковского Дома Святой Троицы был, конечно, народ - псковичи. Заказчиком его выступало Псковское Вече и Господа, а подрядчиками «наемные строительные артели во главе с мастерами - зодчими. Вече изымало или выкупало земельные участки, заказывало необходимые здания и сооружения, даже их желательный облик. Князья и посадники руководили крупнейшими работами по строительству городских стен и башен Пскова, других городов Псковской земли: Изборска, Острова, Гдова... (известны посадники Шелога, Борис. Яким, Захария и др.) Особенно выдающимся был посадник Захария Костроминич, руководивший строительством многих храмов, крепостных стен и башен в Пскове и городах Псковской земли (был похоронен в особой гробнице в храме св. Рождеста Христова в Довмонтовой стене). Но была и обратная связь. На своих собраниях Вече очевидно обсуждало наиболее смелые предложения мастеров-строителей, ведь возведением большинства зданий и сооружений профессионально руководили безвестные мастера-зодчие. Летописцы почти не отмечали их имена. Обычно сообщали лишь о количестве наймитов-строителей да суммах найма. Во всем этом, кстати, заключается секрет национального, глубоко народного характера архитектуры древнего Пскова, архитектуры его градостроительного символа Дома Святой Троицы. Однако было и нечто персональное, явно выдающееся.

Длинный ряд храмов, возводившихся в Довмонтовой стене в конце XIV века начинался со строительства церковным мастером Кириллом в 1374-76 гг. церкви св. Кирилла Иерусалимского над Греблей у Смердьего моста. Мастеру, за какие-то большие заслуги перед городом уже в это время, Вече разрешает возвести в священном Довмонтовом городе церковь «в свое имя» - случай единственный в истории Пскова, да и всей Руси. Н.Н.Воронин, тонко подметив характер контекста летописного известия: «Сам (!) мастер Кирилл поставил церковь в свое имя» (!), - совершенно правильно предположил, что такого величайшего по тем временам почета мог удостоиться только создатель Троицкого собора 1367 года («У истоков русск. зодчества. Ежегодник ИМИ. М., 1952 г.).

До возведения собора за предыдущие 65 лет XIV столетия в городе было построено всего два каменных храма; св. Михаила Архангела в 1339 г. и ц. Покрова Богородицы в 1362 г. Но начиная с 1365 года (закладка собора) возникли один за другим храмы св. Иоанна Богослова 1367 г., Георгия на Болоте 1370, Николы у Вопок 1371, а под 1373-76 гг. сразу четыре храма: Петра и Павла на новом месте, Власия на новом месте, Тимофея Довмонта и, наконец, Кирилла Иерусалимского. Так как они составили своеобразный «поток» церковных построек и возводились, конечно же, не без церковного мастера, Н.Н.Воронин сделал второй логичный вывод: храмы эти тоже нужно связывать с именем Кирилла (Там же, с 308). Неизвестно, когда мастер умер. Но случиться это могло не сразу в 1376 году, по окончании строительства ц. св. Кирилла. Цепочка построек на этом храме не завершается. В 1377 г. было возведено «два костра каменных на торгу», судя по ситуации - двое главных, парадных ворот в Довмонтову стену от торговища (здесь они названы по рядом возведенным храмам «Иерусалимскими» и «Свято-Духовскими»). В 1384 г. появилась ком. ц. Воздвижения на Княжем дворе, в 1385 - св. Федора Тирона вДовмонтовой стене и в 1388 г. - св. Рождества Христова. Только после этого «поток» построек прервался на 7 лет.

В 1390-91 гг. в Пскове свирепствовал «мор» и Кирилл, очевидно, умер во время эпидемии. За 25 лет с 1365 по 1390 гг. зодчий смог возвести в Пскове одинадцать главнейших в композиционном отношении храмов и двое Святых ворот в Довмонтов город.

Обращает на себя внимание факт особого рода. Застройка Довмонтова города храмами началась в 1373-76 годах с двух объектов: ц.св. Тимофея-Довмонта и св. Кирилла. Храм во имя нового псковского святого и храм зодчего «в свое имя»: две фигуры вместе. Они не могли быть так соотнесены только оттого, что Кирилл возвел Троицкий собор. Нужно полагать большее.

Кирилл очевидно предложил псковичам на Вече после возведения Святой Троицы расширить архитектурный символ до градостроительного: воплотить в Пскове высочайшую идею «Дома Святой Троицы» из 25 престолов-церквей, положив в ее основу эсхатологическую тему Конца Мира и Страшного Суда, тему 25 небесных престолов с сидящими на них Судьями Человечества. Причем как церковный мастер, он обосновал реальность осуществления идеи. После возведения собора в 1367 году и ц. св. Иоанна Богослова (в противоположных концах будущего Дома), затем нескольких крайне необходимых храмов на посаде и в торгу, псковичи в 1373 году разрешили Кириллу торжественно начать строительство маленьких символических храмов-престолов перед Святой Троицей в Довмонтовой стене с возведения сначала храма имени св. Довмонта, затем храма имени св. Кирилла, потом - двух Святых ворот и при них ц. св. Входа в Иерусалим, храма-крещальни Сошествия Святого Духа...

Все сказанное позволяет говорить с том, что Кирилл был инициатором строительства псковского Дома Святой Троицы из 25 престолов-церквей. Причем он успел возвести главные, основополагающие здания величественной белоснежной храмовой пирамиды.

После Кирилла строительство комплекса продолжил церковный мастер Еремей и опять «потоком»: ц.св. Воскресения Христова в 1395 году. Покрова Богородицы 1398 г., Николы с Гребли 1404, наконец, второй собор Пскова св. Софии в 1415-16 гг. - все в Довмонтовой стене. После Еремея обстраивает главный Троицкий собор «мастер Святыя Троицы» Федор: он возводит к 1413 году возле храма чудесные Сени для Веча и Господы, архива, казны, а до 1421 г. возможно два отдельных придельных храма и накрывает весь собор свинцом.

Недавно, в 1959-61 годах при раскопках в Довмонтовом городе были открыты остатки ц. св. Кирилла на Гребле у Смердьего моста. В среднем пролете храма возле правой западной колонны обнаружили под плитой пола одно-единственное в храме мужское захоронение. Бренный прах монаха-зодчего Кирилла должен был попирать ногами каждый входящий помолиться в его храм. Нам неведомо, где похоронены крупнейшие зодчие древней Руси Постник Яковлев по прозванию Барма, Федор Савельев по прозвищу Конь... Здесь же предоставлялась возможность получить портрет величайшего зодчего нашего народа. Но эта возможность была упущена. Судьба захоронения постигла участь всех захоронений Священного для вечевого Пскова некрополя Довмонтова города - кости этих захоронений по мере 25-летних раскопок выбрасывались на свалку самосвалами вместе с землей культурного слоя. Этому не помешала даже единичность захоронения в церкви на Гребле у Смердьего моста. Из священного храма-мавзолея Кирилла выбросили прах самого Кирилла.

Зимой 1510 года, «вземши Псков», по Великой улице поверженной столицы вечевой республики победно ехала «железноя рать» московского великого князя Василия III Иоанновича. Впереди в позолоченных бронях ехал сам великий князь. Но возле церкви св. Спаса Всемилостивого на Торгу перед Иерусалимскими Святыми воротами Довмонтова города, перед встречавшими его священниками псковского Собора, Василий III слез с коня и в окружении своих спешившихся бояр-телохранителей пешком пошел сквозь строй храмов Дома Святой Троицы в Кром - помолиться Святой Троице, поблагодарить Её за «Взятие Псковское».

Зимой 1569 года в Псков въезжал в окружении «железной рати» московский царь Иоанн IV Васильевич. Уже зная о страшном погроме Великого Новгорода, о намерении его также расправиться со Псковом, псковичи смиренно встретили свирепого москвича хлебом-солью, поскольку уже перед священным городом Иван Грозный сменил гнев на милость, сказав своим воинам: «Притупите   мечи о камни». Как и его отец, царь слез с коня перед священниками возле Всемилостивого Спаса на Торгу и пешком пошел сквозь строй соборов и церквей Довмонтова города помолиться-поклониться Самой Живоначальной Троице.

 

 

 

 

Живые и мервые перед Святой Троицей. Эсхатологическая символика в основе построения градостроительной формы южной части псковской цитадели. (Схема Г. Мокеева)

 

Престол Сидящего в Вышнем Граде, перед ним семь огненных светильников, возле Него 24 престола с сидящими на них судьями-старцами в белых одеждах,показываемые ангелом Иоанну Богослову. (По миниатюрам XVII в.)

 


 

Престол Святой Троицы и 24 престола возле него. Справа-храм св. Иоанна Богослова на Торгу. (Идеализированная схема Г. Мокеева)