Покров Пресвятой Богородицы

Опубликовано: 2018-10-12 11:49:14
Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы
Покров Пресвятой Богородицы

14 сентября Русская Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

"Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там". Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах - помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества... восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя". Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".

ПСКОВО-ПОКРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЙ МАТЕРИ

День празднования: 1 октября

Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря. Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовили приступ - в углу крепости у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых - равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Спасоелеазаровского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря.

Пройдя со стороны Печор от Спасо-Мирожского монастыря через реку Великую, Богоматерь со святыми зашла в храм Покровского монастыря. Святые со слезами умоляли Пречистую Деву пощадить согрешивших псковичей и спасти город "от належащия беды". Пресвятая Богородица, обещав городу Свою милость, повелела установить на месте Ее явления Печерский образ. Во время боя полякам удалось проломить крепостную стену, но, заступлением Богоматери и святых угодников, они так и не смогли ворваться в город. После избавления от врагов благодарные жители Пскова поставили церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Для храма Покрова Пресвятой Богородицы в углу на проломе был написан Псково-Покровский образ Богоматери, получивший также название "Явление Божией Матери старцу Дорофею". Явление Пресвятой Богородицы произошло 7 сентября, а празднование Псково-Покровской иконы установлено 1 октября. Празднику Пресвятой Богородицы составлена особая служба. 

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Псково-Покровской
глас 4
Днесь светло красуется Богоспасаемый град Псков/ и вся страна Российская/ пришествием Матери Бога Вышняго/ на избавление града сего от варварскаго пленения./ Услыша плач и слезы раб Своих,/ скоро приклонися на мольбу к Сыну Своему и Богу нашему,/ и молением Своим гнев Божий укроти и весь мир просвети,/ и град сей от скорби на радость премени./ О, дивному знамению,/ како Пресвятая Владычице прииде на воздусе и в церковь Свою/ и на забрало града Пскова / и призва угодников своих, благоверных князей,/ и поноси в людех беззаконие./ И Своею пречистою рукою указоваше на поганаго злаго варвара/ и его совет на разрушение./ Возвеселися, Богоспасаемый граде Пскове/ и все Православие, имеюще такову Заступницу непобориму./ Днесь притецем, вернии,/ в дом спасительный Владычицы Богородицы,/ светло празднуя,/ и ко святому Ея образу со слезами припадем, вопиюще и глаголюще:/ О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородцие,/ молися Сыну Своему Христу Богу нашему/ спасти православныя люди и град сей избавити от огненнаго запаления/ и от нахождения поганых и междоусобныя брани,/ и спасти души наша яко Милосердая.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Псково-Покровской
глас 8
Заступнице христиан, Предстательнице граду нашему Пскову,/ услыши молитву раб Своих, Владычице Богородице,/ и скорым Своим пришествием светолучными зарями раб Своих возвесели/ и торжествовати устрой, в беде и в сетовании возвесели,/ и завеща во граде молити Святую Троицу,/ и Сама обещася молити Ю./ О, преславному чудесе,/ како Небесная Царице к земным прийде избавити рабы Своя погибающия./ О, дивному знамению,/ како вразумляют; е рабы Своя, како бы умолити Святую Троицу./ О, Всемилостивая Владычице Богородице,/ аще не бы Ты предстояла, молящи за ны,/ кто бы нас избавил от толикия беды,/ яко не имамы иныя помощи и надежды, разве Тебе, Владычице,/ Твой бо раби, да не погибнем,/ и потщися на умоление раб своих присно,/ Богородице, чтущих Тя.